1st MANIFESTO OF THE GROUP “LEVIATHAN” (in russian)
1-Й МАНИФЕСТ ГРУППЫ «ЛЕВИАФАН»
Мы группа ЛЕВИАФАН – израильские художники последней четверти 20-го столетия.
Наше коллективное выступление – есть начальный опыт постройки всеобъемлющего национального стиля, соответствующего духу строительства Нового Израиля. Наша политическая база – сионизм. Наша духовная база – еврейская мистика.
Три основания определяют нашу художественную позицию:
- Примитив.
- Символ.
- Буква.
Наши враги:
а) Историзм, психология, пафос.
б) Литературный сюжет, визуальная иллюзия.
в) Пренебрежение материалом.
Мы против Леонардо, Микельанджело, Рембрандта.
Мы против классики, романтики, реализма.
Мы против сюрреальности, игры и концепта.
Мы против искусства для искусства.
Вечная память нашим византийским коллегам.
Народность и религиозность – две колеи нашей дороги. Дороги к новому еврейскому искусству, достойному чуда возрождения Израиля.
Комментарии
Мы исходим из предпосылки, что каждому цельному историко-духовному периоду соответствует цельное художественное мировоззрение. Мы полагаем, что сионизм является той универсальной системой, которая влечет за собой не только психическое оздоровление народа, но и возрождение коллективного стиля в искусстве, эквивалентного историческому возрождению.
Мы полагаем, что пришла пора перейти от утонченных индивидуалистических игр к общенациональной художественной работе. Мы видим израильского художника умным работником, но не томным маэстро.
Мы не предлагаем рецептов, готовых моделей или догм, мы даем только ясное направление поиска. Это направление ведет не в богатые закрома Европы и США, это вектор – в сердце и мозг еврейской духовности.
Примитив: фантастический фольклорный образ, идущий от конкретных явлений бытия, – язык народа, передающий из поколения в поколение закодированную историю тела и духа, – Агада.
Символ: мистический язык пророков – зрительный акт нашего единства с Богом – точный знак связи тела и духа – Каббала.
Буква: магическое воплощение логики – инструмент морали, истины и чистоты – способ общения с Богом – Десять заповедей – Талмуд.
Наше действие – работа с пространством и временем во всех видах материала, доступных зрению.
События еврейской истории нас вдохновляют не романтически осмысленной прозой происшествия, но тем комплексом символов, которые заложены в каждом движении народа.
Худшая из порнографий – изображение бороды пророка.
Худший из развратов – изображение психологически чувственного человеческого лица.
Эту тупую визуальную игру мы получили из рук великих циркачей и эквилибристов Ренессанса, не пожелавших служить Богу, но попавших в услужение собственному эгоизму.
Мы категорически отрицаем право художника на литературно-логическое (или алогическое) мышление.
Мы категорически отрицаем право художника на механическую подмену материалов. Дерево, пластик, бумага, грязь, мрамор, вода, сломанный предмет, кусок жести – все одинаково благородно и пригодно для высокой работы художника, но при условии точной взвешенности материала, его взаимоорганичности и его соответственности пластической идее.
Проклятье искусства для искусства довлеет над нами, как первородный грех. Мы призываем вспомнить о том, что искусство – это не самоцель, а лишь ступень на пути к Богу в собственной душе.
Искусство – это только функция. Через преодоление пространства и времени мы очищаем себя и возвышаем себя – такова роль художника – таково его положение по отношению к тому материалу, с которым он работает.
Наши предшественники: создатели древних синагог, художники Древнего Египта, художники Византии, художники ацтеков и майя, Малевич, конструктивисты. Нас объединяет с ними одинаковое понимание природы художественного творчества, то есть практические методы работы.
Говоря о народности – мы имеем в виду искусство, апеллирующее к творческой интуиции всех без исключения зрителей.
Говоря о религиозности – мы зовем к мистическому постижению мира средствами изобразительного искусства.
29, 31 января; 17, 18 марта 1976 г.
Иерусалим
Михаил Гробман